г.Алматы, 050000 ул.Масанчи, 26
Тел.: +7(727) 278-44-13, 292-90-75
Факс.: +7(727) 292-00-52, 292-90-75
E-mail: alcci@alcci.kz

Russian (CIS)Kazakh (CIS)English (United Kingdom)
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер

mod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_counter
mod_vvisit_counterСегодня931
mod_vvisit_counterВсего1204912

На сайте: 11
Правовая охрана товарных знаков в Республике Казахстан PDF Печать E-mail

В соответствии с п.1 ст.4 Закона Республики Казахстан «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименований мест происхождения товаров» (далее – Закона), правовая охрана товарным знакам предоставляется на основании их регистрации в порядке установленным данным Законом, а также без регистрации в силу международных договоров.

Таким образом, исходя из вышесказанного, товарный знак - это обозначение, зарегистрированное в соответствии с  законодательством Республики Казахстан или охраняемое без регистрации в силу международных договоров, в которых участвует Республика Казахстан, служащее для отличия товаров (услуг) одних юридических или физических лиц от однородных товаров (услуг) других юридических или физических лиц. То есть товарный знак – это еще и средство индивидуализации производителя, что указывается законодателем в статье 951 Гражданского кодекса Республики Казахстан.

Товарный знак может состоять из одного или нескольких слов, букв, цифр или изображений, эмблем, цветов или комбинаций цветов,  он может быть трехмерным, как, например, форма или любое другое специальное оформление контейнера или упаковки товара. Товарный знак может также состоять из любых комбинации вышеизложенного.

Самые распространенные товарные знаки - словесные.

В соответствии с п.3 Правила составления, оформления и рассмотрения заявки на товарный знак, к словесным обозначениям относятся слова; сочетания букв, имеющие словесный характер; словосочетания; предложения; другие единицы языка, а также их сочетания. Примерами таких товарных знаков могут являться  известные во всем мире брэнды COCA-COLA, SPRITE, SONY, TOYOTA. Словесным товарным знаком может быть существующее, взятое из словаря  или новообразованное, фантазийное слово или словосочетание.

К изобразительным обозначениям относятся графические изображения на плоскости, в частности, изображения различных живых существ, предметов, иных объектов, фигур, художественно выполненные шрифтовые элементы, а также различные композиции вышеупомянутых элементов.

Объемные обозначения это трехмерные объекты, форма которых оригинальна и не связана исключительным образом с функцией товара.

К комбинированным обозначениям относятся комбинации различного рода элементов - словесных, изобразительных, объемных.

Существуют также более редкие товарные знаки, такие как  звуковые. На сегодняшний день в Республики Казахстан подобная регистрация существует одна.

В соответствии с Законом, заявителем признается физичесткое или юридическое лицо, подавшее заявку на товарный знак.

Иностранные юридические и физические лица пользуются правами и несут обязанности наравне с национальными компаниями и индивидуальными предпринимателями. Также хочется отметить, что в соответствии со статьей 6 septies Парижской конвенции, индивидуальный предприниматель либо юридическое лицо, являющееся представителем иностранной компании на территории Республики Казахстан, может подать национальную заявку на регистрацию товарного знака, но только с согласия владельца товарного знака, представителем которой он является.

Для регистрации товарного знака заявителю необходимо подать в РГКП «Национальный институт интеллектуальной собственности» заявку в трех экземплярах по почте или факсимильной связи. Если заявка передана по факсимильной связи, то она подтверждается оригиналом на бумажном носителе не позднее одного месяца со дня поступления заявки по факсимильной связи. Заявка на товарный знак должна быть подписана уполномоченным на то должностным лицом, либо индивидуальным предпринимателем. Если же заявка подается через патентного поверенного, то к материалам заявки должна быть приложена доверенность на него.

В соответствии со статьей 10 Закона, приоритет товарного знака устанавливается по дате подачи заявки в экспертную организацию. Приоритет также может устанавливаться по дате подачи первой заявки на товарный знак в стране –  участнице Парижской конвенции по охране промышленной собственности от 20 марта 1883 г. (конвенционный приоритет), если подача заявки была осуществлена в течение шести месяцев с указанной даты. Основным условием предоставления такого приоритета является правильное оформление национальной заявки в соответствии с внутренним законодательством страны, где она подана первоначально.

Законом «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименований мест происхождения товаров» также предусмотрен выставочный приоритет, который устанавливается по дате начала открытого показа экспоната на международной выставке. Однако в экспертной практике подача заявки с выставочным приоритетом крайне редкий случай.

Служба товарных знаков и наименований мест происхождения товаров РГКП «Национальный институт интеллектуальной собственности» занимается непосредственно проведением экспертизы заявки на товарный знак, которая происходит поэтапно:

- предварительная экспертиза проводится в течение одного месяца с даты поступления заявки на товарный знак, в ходе которой определяется комплектность и соответствие предоставленных документов и сведений требованиям, установленным законодательством РК, в частности перечень товаров и (или) услуг, в отношении которых испрашивается охрана товарного знака проверяется на соответствие с МКТУ (Международной (Nice) классификацией товаров и услуг, предназначенной для целей регистрации знаков, которая была официально признана Соглашением, заключенным 15 июня 1957 г. странами – участницами Ниццкой дипломатической конференции). Ныне действует ее десятая редакция. При правильном оформлении заявки заявителю направляется уведомление о принятии заявки к рассмотрению.

- полная экспертиза осуществляется по заявкам, принятым к рассмотрению и проводится в течение десяти месяцев с даты подачи заявки, в ходе которой заявленные обозначения проверяются на отсутствие абсолютных оснований для отказа в регистрации и проверку по иным основаниям для отказа в регистрации в соответствии со статьями 6 и 7 Закона.

К абсолютным основаниям для отказа в регистрации товарного знака относится отсутствие различительной способности обозначения. Различительная способность присуща знакам, не имеющим прямой описательной и/или ассоциативной связи с товарами или услугами, для обозначения которых они используются и ее отсутствие устанавливается, если, например:

- обозначение, вошедшее во всеобщее употребление для обозначения товаров определенного вида;

- обозначение является общепринятым символом и термином;

- обозначение является наименованием товара, указывает на род, вид, качество, количество, свойство назначения, ценность товара, а также на место и время его производства;

Обозначения, указанные в п.1 ст.6 Закона, могут быть включены в товарный знак в качестве неохраняемых элементов, если они, исходя из их смыслового и пространственного значения, не занимают в нем доминирующего положения.

Если они занимают доминирующее положение в обозначении, делается вывод о невозможности регистрации заявленного обозначения в качестве товарного знака.

К иным основаниям для отказа в регистрации товарного знака относятся обозначения, тождественные, то есть полностью идентичные либо сходные до степени смешения с товарными знаками или обозначениями, заявленными на регистрацию, с более ранним приоритетом в отношении однородных товаров или услуг.

Также не допускается регистрация товарных знаков тождественных или сходных до степени смешения  при условии более раннего приоритета:

- с общеизвестными товарными знаками, то есть товарными знаками, признанными общеизвестными в силу международных соглашений, участником которых является Республика Казахстан, решением компетентного органа или суда, основанном на доказательствах заинтересованных лиц;

- с промышленными образцами, то есть художественно-конструкторскими решениями, определяющими внешний вид изделия. Промышленному образцу предоставляется правовая охрана, если он является новым, оригинальным и промышленно применимым;

- с сертификационными знаками, то есть знаками, которые выдаются для удостоверения соответствия с определенными стандартами;

- с наименованиями мест происхождения товаров, то есть географическими указаниями, используемыми для обозначения товара, особые свойства которого исключительно или главным образом связаны с местом его производства, включая природные условия и (или) человеческие факторы.

В качестве наименований мест происхождения товаров могут быть зарегистрированы названия стран, населенных пунктов, местностей, включая их исторические названия, а также названия других географических объектов или их сочетания с видовыми наименованиями товаров.

В соответствии с п.2 ст.7 Закона не регистрируются в качестве товарных знаков обозначения, воспроизводящие названия известных в Республике Казахстан на дату подачи заявки произведений литературы, науки и искусства, известные произведения искусства и их фрагменты в нарушение авторских прав, а также фамилии, имена, псевдонимы и производные от них, портреты и факсимиле в нарушение личных неимущественных прав этих лиц, их наследников или правопреемников, а также, если эти обозначения являются достоянием истории и культуры Республики Казахстан - без разрешения соответствующего компетентного органа.

Итак, если экспертиза рассмотрела заявку на товарный знак и вынесла положительное экспертное заключение, то следующим этапом является утверждение вынесенного решения в уполномоченном органе – Комитете по правам интеллектуальной собственности. Решение может быть вынесено как в отношении полного перечня заявленных классов товаров и услуг, так и в части их.

Если экспертиза вынесла отказное решение, то заявитель вправе в трехмесячный срок с даты направления ему заключения подать возражение, по результату которого выносится окончательное решение экспертизы. Если же заявитель не согласится с окончательным решением экспертизы, то он может подать возражение в Апелляционный совет Комитета по правам интеллектуальной собственности. Решение Апелляционного совета также можно обжаловать в суде в течение шести месяцев с даты получения решения.

Статьей 4 Закона установлено, что право на товарный знак удостоверяется свидетельством и владелец товарного знака имеет исключительное право пользования и распоряжения принадлежащим ему товарным знаком в отношении товаров и услуг, указанных в свидетельстве.

Регистрация товарного знака действует в течение десяти лет с даты подачи заявки, и указанный срок может быть продлен на последующие десять лет неограниченное число раз.

Однако, товарный знак, срок действия регистрации которого истек, не может быть зарегистрирован на другое юридическое/физическое лицо, занимающееся предпринимательской деятельностью в течение года с даты прекращения действия регистрации. Данный срок действует в соответствии с изменениями, внесенными Законом РК "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам интеллектуальной собственности" N 237от 2 марта 2007 года. Ранее повторная регистрация товарного знака не могла производиться в течение трех лет с даты прекращения действия регистрации.

На владельце товарного знака лежит обязанность использования товарного знака. Доказательством использования товарного знака считается его применение на товарах, для которых он зарегистрирован, на их упаковке, а также изготовление, ввоз, предложение к продаже, реклама товарного знака и т.п., а также передача права на товарный знак.

В соответствии со ст.21 Закона, исключительное право на товарный знак в отношении всех указанных в свидетельстве товаров или услуг, либо их части может быть передано владельцем другому лицу по договору. Основным условием передачи права на товарный знак является письменная форма подобного договора и обязательно его регистрация в уполномоченном органе – Комитете по правам интеллектуальной собственности. Однако, отчуждение либо иные сделки об уступке в отношении права пользования наименованием мест происхождения товаров, в соответствии со ст.37 Закона, не допускаются.

Вышесказанное является кратким описанием процедуры регистрации товарных знаков на территории Республики Казахстан.

Что же касается ответственности, наступающей за нарушение законодательства в области охраны товарных знаков, то законодательством РК предусмотрены следующие виды:

1) Гражданско-правовая ответственность:

Статья 1032 Гражданского кодекса РК посвящена ответственности за нарушение права на товарный знак. Так, лицо, неправомерно использующее товарный знак либо обозначение сходное с ним до степени смешения, обязано прекратить нарушение и возместить владельцу товарного знака понесенные им убытки (статья 9 настоящего Кодекса). А именно, лицо, неправомерно использующее товарный знак, обязано уничтожить изготовленные изображения товарного знака, удалить с товара или его упаковки незаконно используемый товарный знак или обозначение, сходное с ним до степени смешения. При невозможности выполнить требования, установленные частью второй настоящей статьи, соответствующий товар подлежит уничтожению.

Кроме того, лицо, обладающее исключительным правом на товарный знак, вправе потребовать от нарушителя этого права возмещения понесенных убытков на основании статьи 9 Гражданского кодекса  Республики Казахстан.

2) Административная ответственность:

В соответствии со статьей 145 Кодекса РК «Об административных правонарушениях», за незаконное использование чужого товарного знака, знака обслуживания или наименования места происхождения товара или сходных с ним обозначений для однородных товаров или услуг, а также незаконное использование чужого фирменного наименования, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния,  то они влекут штраф на физических лиц в размере от десяти до тридцати, на должностных лиц - в размере от тридцати до пятидесяти, на юридических лиц - в размере от пятидесяти до ста месячных расчетных показателей.

Те же действия, совершенные повторно в течение года после наложения административного взыскания, предусмотренного частью первой настоящей статьи, влекут штраф на физических лиц в размере от тридцати до пятидесяти, на должностных лиц - в размере от пятидесяти до ста, на юридических лиц - в размере от ста до двухсот месячных расчетных показателей.

 

3) Уголовная ответственность:

В соответствии со статьей 199 Уголовного кодекса РК «Незаконное использование товарного знака»:

1. Незаконное использование чужого товарного знака, знака обслуживания, фирменного наименования, наименования места происхождения товара или сходных с ними обозначений для однородных товаров или услуг, если это деяние совершено неоднократно или причинило крупный ущерб, наказывается штрафом в размере от двухсот до пятисот месячных расчетных показателей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев, либо привлечением к общественным работам на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо арестом на срок до шести месяцев, либо исправительными работами на срок до двух лет.

2. Незаконное использование предупредительной маркировки в отношении не зарегистрированного в Республике Казахстан товарного знака или наименования места происхождения товара, если это деяние совершено неоднократно или причинило крупный ущерб, наказывается штрафом в размере от ста до двухсот месячных расчетных показателей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух месяцев, либо привлечением к общественным работам на срок от ста двадцати до ста восьмидесяти часов, либо арестом на срок до трех месяцев, либо исправительными работами на срок до одного года.

Таковы основные моменты в предоставлении правовой охраны товарным знакам на территории Республики Казахстан.